Проект нормативов допустимых выбросов (НДВ)

Проект нормативов допустимых выбросов - научно обоснованная оценка воздействия производственной деятельности предприятия, имеющего стационарные источники выбросов в атмосферу, на загрязнение окружающей природной среды.

Согласно природоохранного законодательства РФ (статья 12 Федерального закона об охране атмосферного воздуха №96-ФЗ) все юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку проекта нормативов допустимых выбросов (проект НДВ).

Проект нормативов допустимых выбросов действует в течение 7 лет, если не было изменений технологического процесса.

Существует 2 официальных трактовки понятия предельно допустимый выброс:

  • №96-ФЗ - Предельно допустимый выброс - это норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха, при условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы и других экологических нормативов.
  • ГОСТ 17.2.3.02-2014 - Предельно допустимый выброс вредных веществ в атмосферу (ПДВ) устанавливают для каждого источника загрязнения атмосферы при условии, что выбросы вредных веществ от данного источника и от совокупности источников города или другого населенного пункта, с учетом перспективы развития промышленных предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере, не создадут приземную концентрацию, превышающую их предельно допустимые концентрации (ПДК) для населения, растительного и животного мира.

При совместном попадании загрязняющих веществ в атмосферный воздух могут иметь место следующие виды их воздействий на организм человека:

  • независимое действие веществ;
  • суммация (аддитивность) воздействий, когда вещества обладают однотипным воздействием, суммируемым пропорционально концентрациям загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и обратно пропорционально их предельно допустимым концентрациям;
  • сверхсуммация или потенцирование (синергизм), когда взаимное влияние веществ усиливает эффект суммации;
  • антагонизм или ингибирование, когда происходит снижение воздействия одного или нескольких веществ в результате их взаимного влияния, т.е. снижается эффект суммации.

Разработка проекта нормативов допустимых выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе:

  • данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной
  • проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности).

Для разработки проекта на первом этапе проводится консультация, осуществляется предварительная инвентаризация источников образования и выделения в атмосферу загрязняющих веществ, определяется приблизительная номенклатура загрязняющих веществ и объем выбросов, выделяются объекты, находящиеся в санитарно-защитной зоне .

На втором этапе разрабатывается окончательная инвентаризация источников образования и выделения загрязняющих веществ в атмосферу на основании утвержденных методик, технических нормативов и инструментальных измерений, проводится расчет рассеивания выбрасываемых веществ в атмосферном воздухе и устанавливаются нормативы допустимых выбросов.

Третьим этапом разработки проекта нормативов допустимых выбросов является согласование проекта и получение Разрешения на выброс загрязняющих веществ.

Ввиду того, что все загрязняющие вещества имеют не только экологический, но и гигиенический норматив, проект согласовывается в двух органах государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха:

  • в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека для оценки предприятия и его выбросов с точки зрения гигиенических и санитарно-эпидемиологических нормативов и получения санитарно-эпидемиологического заключения на проект
  • в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору для оценки предприятия и его выбросов с точки зрения экологических нормативов и получения Разрешения на выброс загрязняющих веществ.